Цели: 1. Познакомить с творчеством Г.Скребицкого;  учить вдумчивому чтению, учить  соразмышлять с автором. 2. Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы. 3. Воспитывать нравственные качества учащихся.

Оборудование: магнитофон,  аудиозапись  «Звуки  леса»,  модели  произведений,  книги Г.Скребицкого,  портреты  писателей 

Ход  урока:

Орг. момент

Постановка  темы   ( работа с моделями обложек)

-Прочитайте  тему  урока 

-Назовите  произведения  данной  темы,  которые  соответствуют  первой  модели.  Свой  ответ  обоснуйте. 

-Назовите  произведения  данной  темы,  которые  соответствуют  второй  модели.  Свой  ответ  обоснуйте. 

-Что  объединяет  произведения  данной  темы?  О  чём  они?

-Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  произведениями  русских  писателей  о  родной  природе,   о   весне.

IРабота  с  произведением  Г.Скребицкого  «Весна – художник»

1.Упражнение  с  произведением

- Назовите  произведение,  над  которым  вы  самостоятельно  работали  дома.

2.Самостоятельное  чтение

-Прочитайте  это  произведение  молча (только  глазами).

3.Беседа  после  чтения

- О  ком  или  о  чём  это   произведение?

- Как  автор  называет  Весну?

- Как  начинается  это  произведение?  Прочитайте.

- Почему  Весна  не  сразу  взялась  за  дело?  Прочитайте.

- Какой  был  лес?  Прочитайте.

- Что  значит  лес  стоял  хмурый  и  угрюмый?

- Прочитайте:  как  Весна  решила  раскрасить  лес?

- Прочитайте:  какие  кисточки  взяла  Весна  для  своей  работы? 

- Какие  краски  взяла   Весна  для  своей  картины?

- Прочитайте,  кого  можно  увидеть  в  весеннем  лесу.

- Подумайте,  почему  Г.Скребицкий  назвал  Весну  художником?

- В данном  произведении  писатель  использовал  приём,  который  называется  «олицетворение».  Олицетворение – это  приём,  когда  неодушевлённое  изображается  как  живое.

4.Защита  проектов  моделей  обложки

- Дома,  по  желанию,  вам  предлагалось  смоделировать  проект  обложки  произведения  Г.Скребицкого  «Весна – художник»

- Многие  из  вас  выполнили  задание.  Послушаем  защиту  проектов.

5.Отчёт  по  самообразованию

-Так  же  дома  вы  работали  по  самообразованию.  Какие  рассказы  Г.Скребицкого  вы  прочитали? 

6.Рассказ  о  писателе   Г.Скребицком 

II. Физминутка

III. Работа  с   произведение  П.Дудочкина  «Почему  хорошо  на  свете»

1. Слушание  произведения

- Сказка  Г.Скребицкого  «Весна – художник»  заканчивается  словами: «А  сколько  птиц  в  лесу   и  в  полях.  И  для  каждой  из  них  Весна – красна  придумала  важное  дело».

- Что  же  это  за  дело?  Давайте  послушаем  следующее  произведение.  Может  быть,  в  нём   мы  услышим   ответ  на  поставленный  вопрос. (чтение  по  ролям  подготовленных  детей).

2. Беседа  после  слушания

- Какое  настроение  вызвало  у  вас  это  произведение?

- Назовите  персонажей  этого  произведения.

- Назовите  главного  героя  этого  произведения.

3. Работа  с  текстом  произведения

- Хотите  узнать,  кто  написал  это  произведение  и  как  оно  называется? (вывешивается  табличка: П.Дудочкин  «Почему  хорошо  на  свете»)

- Кто  автор  произведения?

- Как  озаглавлено    произведение?

- Определите  жанр  этого  произведения.  Какая  из  3  моделей  соответствует  данному  произведению?

4.Работа  с  неправильным  планом

- Посмотрите  на  план  произведения

Дождик            солнышко                 червяк                 дятел                   люди

- Согласны  ли  вы  с  ним?  Свой  ответ  обоснуйте.

5. Составление  плана  -  схемы

- Верно  ли  мы  скорректировали  план  или  нет,  узнаем,  изучив  произведение.

1  часть

- Прочитаем  1  часть. 

- Как   начинается  произведение.  Прочитайте.

- О  чём  поёт  Скворушка?  Прочитайте.

- Кто  ответил  на  его  песню?

- Как  Солнышко  разговаривало?  (моделирование)

- Что  же  хорошего  делает  Солнышко?

- Почему  Скворушке  стало  стыдно?

2  часть

- Прочитаем  2  часть. 

- Что  происходило  дальше?  Прочитайте.  (моделирование)

- Что  же  дождик  делает  доброго?

3  часть

- Прочитаем  3  часть.  (моделирование)

- Кого  встретил  дальше  Скворушка? 

- Что  ответил  дятел  на  вопрос  Скворушки?

- Как  люди  называют  дятла?

4  часть

- Прочитаем 4  часть. 

- Почему  Скворушка  даже  под  куст  спрятался?

- Кто  ему  встретился  на  земле?  (моделирование)

- Почему   Скворушка  рассердился  на  червяка?

5  часть

- Прочитаем 5  часть. 

- О  чём  задумался  Скворушка?  Прочитайте.

- Почему  он  запел  так,  как  никогда  ещё  не  пел?

- Как  заканчивается  произведение?  (моделирование)

- Что  же  хорошего  делал  Скворушка?

- А  как  мы  с  вами  можем  отблагодарить  пернатых  друзей  за  их  прекрасное  пение,  которое  дарит  нам  много  положительных  эмоций?

Солнышко                 дождик                  дятел                червяк                люди

- Сравним  оба плана.  Верно  ли  нами  был  скорректирован  певоначальный  план?

4.Упражнение  по  формированию  читательских  умений

- О  чём  эта  сказка?  Чему  она  учит?

- А  как  каждый  из  вас  должен  себя  вести,  чтобы  всем  в  нашем  классе  было  хорошо?

IV.Упражнение  с  произведениями

- Подведём  итоги.  Назовите  произведения,  над  которыми  мы  сегодня  работали?

- Что  общего  между  ними?

V.Домашнее  задание

- Прочитать  сказку  П.Дудочкина  «Почему  хорошо  на  свете»,  подготовить  пересказ.

- Конкурс  на  лучшего  художника – иллюстратора  этой  сказки.  Участие  в  конкурсе  добровольное.